search

Grey Partridge

Perdix perdix (Linnaeus, 1758)

Серая куропатка | Сұр шіл
© Malik Nukusbekov



all photos of serie (clickable):

1 2 3 4


author: Malik Nukusbekov
location:
date: 2014-01-29
equipment: Panasinic Lumix DMC-FZ30


comments:
2014-01-30. Олег Белялов: (-1-)

Малику: Интересно. Как Вы думаете - в Жуалинской долине и по окрестным горам серые куропатки оседлые птицы? Насколько часто бывают годы, когда их вообще не видно ни летом ни зимой? Например, после особо многоснежных зим. Не бывает ли таких случаев, когда явно заметно, что зимой количество куропаток резко возрастает? И по возможности рассматривайте цвет подковы на брюхе встреченных птиц , не исключено, что могут встречаться и бородатые. Подкова каштановая у серых или чёрная у бородатых. Наверняка есть в посёлке охотники - можно их трофеи при случае рассмотреть. Зарудный много находок сделал изучая добычу охотников.


2014-01-30. Нукусбеков Малик: (-1-)

Много уважаемое Олег,у нас раньше куропатки много были,они даже гнездились у соседних огородах,и зимой залетали в огородах особенно гоняли соколы.Я долго и много наблюдал за ними, и находил 11-гнезд.Они у нас серые,у них подковки каштанового цвета.После 2004-2005 много снежного и сурового зимы куропатки почти исчезли.Только в течение пяти лет популяция восстановился нормально.Но прошлом году их было мало.2012 году зимой наблюдал за одной стайкой(16 птиц)их беспокоили лисицы и соколы.Иногда я их поймал и проверял не бородатые они.У меня много интересных случаев про куропаток,я Вам расскажу при встрече.Надеюсь скоро встретимся...


2014-01-30. Магазов Айбар: (-1-)

Позавчера когда ходил на рыбалку, увидел серых куропаток. На снегу они выглядят большими. Фотоаппарата с собой не было, хотел хоть как-то снять на телефон, но они заметили меня и улетели. Когда они взлетели, я посчитал, их было 11. И еще 18 января видел 7-8 серых куропаток вдоль трассы Уральск-Актобе. Кажется они оседлые в наших краях.


2014-01-30. Олег Белялов: (-1-)

Видимо оседлость куропаток нельзя считать константой. Они точно имеют миграции. Во всяком случае в снежные зимы они откочёвывают далеко на юг из зоны степей. Может быть не вся популяция, а лишь часть. Это неизвестно. Например на Балхаше, есть перемычка, где самое узкое место - район Орта Дересина. Так там традиционно охотились осенью. Куропатки откочёвывают из мелкосопочника в пески Южного Прибалхашья и двигаясь на юг, достигают подножий хребтов Тянь-Шаня. Причём они летят стаями, как и положено во время миграции. И это явление наблюдается на всём протяжении ареала от Алтая до Волго-Уральского междуречья - везде они смещаются зимой на юг и появляются в песчаных пустынях, в Приаралье и на Устюрте. Возможно какая-то часть остаётся потом (нерегулярно) на юге и гнездится. Поэтому в южной части ареала гнездящиеся куропатки то появляются, то исчезают, хотя зимы там не такие суровые, как на севере. Конечно большие снега выкашивают их почти поголовно хоть где. Но реально данные о миграциях куропаток в Казахстане очень скудны.


2014-01-31. Леон Ортлиб: (-1-)

С куропаткой проще чем с другими птицами. Есть множество охотников, которые специально охотятся на них и могут дать достоверную информацию. Пообщайтесь в толковых охотничьих кругах.

Могу сказать следующее для региона Карабулак и Рудник-Коксу.
Куропатка высоко в горы не поднимается. В зимнее время она встречается на южных склонах предгорий ниже 1000 метров над уровнем моря. Там где ветер и солнце частично обнажает склоны, и снеговой покров не высок. На северных склонах их вообще нет в зимнее время.
Не думаю, что куропатки делают длинные миграции. Регионально да, с тем согласен. И могу представить, что в трудный год миграционные пути значительно увеличиваются, но то следует принять не как правило, а более в виде исключения.


2014-01-31. Олег Белялов: (-1-)

Леону: Если бы с куропаткой было проще, я бы не задал вопрос Малику. И конечно меня интересует ситуация в ареале вида. Хотя именно из локальных наблюдений складывается общая картина. С куропатками очень непросто. По моему многолетнему опыту общения с охотниками, с печалью могу подвести итог - они мало что понимают не только в птицах. Исключение конечно составляют те охотники, которые кроме этого увлекаются орнитологией или являются ещё и орнитологами. Но их единицы, и даже многие из них на кекличиных охотах кидают в рюкзак добытых куропаток, не посмотрев даже к какому виду они относятся. А большинство орнитологов охотники. На них и ориентируюсь. А о пролёте куропаток данные собирались в среде толковых охотников, но далёких от научных изысканий. Тех, кому всё равно что кинуть в шулюм - что рябчика (рябка), что утвицу серенькую. Или например уточку-мандаринку, она же утка-сорока (как оказалось - морянку). Охотники птиц знают плохо, об этом говорилось и много. Но к счастью сайт имеет орнитологическую направленность - иначе тут охотники таких названий бы повыдали, что все бы были в ступоре. Вот в своих изысканиях по куропаткам в Центральном Казахстане я столкнулся с таким сложным видом как "ночная куропатка" - она ещё так "кур - куур" кричит. По сей день нахожусь в счастливом неведении, о ком мне говорил толковый охотник, при том ещё и местный егерь. Но, несомненно, бывают и счастливые исключения. Охотники в Северном Прибалхашье стреляют по стаям серых куропаток летящим на юг, особо не задумываясь о природе этого явления. Например в районе Бектау-Ата осенью есть пролёт и это конечно не исключение. Что касается западной части Джунгарского Алатау, то там в самом деле есть куропатки и на гнездовании и на зимовке. Но выяснить у местных охотников их видовую принадлежность уже сложнее - большинство не знает о существовании бородатой. Чиль он и есть чиль. Поэтому я ни в коем случае не призываю Вас к дискуссии о пользе охоты и охотников. По этому поводу у всех могу


2014-01-31. Леон Ортлиб: (-1-)

О повальной безграмотности/малограмотности охотников на территории всего бывшего СССР согласен. Меня тоже убеждали что тетерева поповская птица. Я не понял почему, тогда мне объяснили, что косачи на току разбрасывают сперму, а самки склевывают, и таким образом оплодотворяются! Вот потому и ее можно есть во время поста! Знакомый егерь с Лепсинска сказал! Но такие перлы выдают не только там, а в Европе тоже попы выдавали тоже!
Тут рассказывал под фото о подлинных маразмах в Европе: http://club.foto.ru/gallery/photos/721473/?collection=18854


Дело в том, что не рядовые лесники, и ни егеря, не имеют ни малейшего образования. Как сторожа или рабочие. Только специалисты среднего / высшего звена могли бы их обучить, но если они сами действительно что-то знают, взяли то из вуза..

Знаю такой случай когда лесничий (после Алма-Атинского вуза) сварил в кастрюле семена акации белой и приказал их посеять в питомнике и ждал всходов! Когда его дурь попробовал остановить рядовой лесник, то он сказал леснику: "не лезь, я знаю, что делаю!"

Чудак чуть перепутал.. Семена акации имеют твердую скорлупу, и их можно положить на сетку и ошпарить, (но не варить!)

Так что вуз гарантии не дает..


Что касается бородатой куропатки. В то время я знал, что такая есть. Но не было толковой информации. В тех магазинах и библиотеках ничего не было. А они сильно похожи! Я охотился не мало на куропаток и только раз попались мне другие, как обычно. Но не с черным пятном, а скорее с темно-бурым. Но уверять, что то были бородатые не берусь..Давно было..

А среди охотоведов можно и толковых охотников найти, это факт. И также среди егерей и просто охотников. Не поголовно бездарные, это тоже ясно как день.


2014-01-31. Олег Белялов: (-1-)

Леону: скорее всего Вы держали в руках гибрида, раз заметили разницу в окраске подковы. Это редчайшее явление.


2014-01-31. Леон Ортлиб: (-1-)

Олег, Не знаю.
Я зимой добыл несколько штук одновременно, и было с чем сравнить. Один отличался. и по голове. Но я бы не сказал чтоб очень сильно отличался, но точно отличался. Помню, еще жалковал что ни посмотреть негде не было возможности и спросить некого.. Так и пошел на лапшу..
Сегодня проще. Открыл интернет, посмотрел. Сфотал спросил..

Думал, может как тот известный волк с Коксу с аномалиями. Слышали наверное, про того волка?



secret code

* all fields are required