search

© Alexandr Mesiats



all photos of serie (clickable):

1 2 3 4


author: Alexandr Mesiats
location: Republic of Belarus, Borisov, Minsk region, among residential buildings
date: 2022-11-28
equipment: Nicon Coolpix P530


comments:
2022-11-28. Александр Месяц: (-1-)

Phoenicurus ochruros murinus?
Phoenicurus ochruros phoenicuroides?


2022-11-28. Андрей Коваленко: (-1-)

В осеннем наряде наверное сложно об этом рассуждать...


2022-11-29. Александр Месяц: (-1-)

Но какие-то предположения могут быть?


2022-11-29. Анна Ясько: (-1-)

Александр, хорошо бы загрузить эти фото на сайт "Птицы Беларуси" https://belarus.birds.watch/.


2022-11-29. Александр Месяц: (-1-)

Я то могу загрузить и наш сайт, здесь я их разместил для того, чтобы услышать мнения коллег из Казахстана


2022-11-29. Игорь Фефелов: (-1-)

Маловато черного кажется для любой чернушки


2022-11-29. Андрей Коваленко: (-2-)

Вполне достаточно. Такие есть.


2022-11-29. Александр Месяц: (-1-)

Возможно еще ракурс такой.


2022-11-29. Анна Ясько: (-1-)

Еще фото удалось сделать? Ракурс, действительно, не очень удачный для оценки глубины черного передника. Вот, к примеру, может быть такая птица, здесь тоже кажется передник несколько ниже, чем обычно. На лбу белое пятно не светится, что в пользу чернушки, но вполне возможно, что это молодой самец обыкновенной горихвостки и белое на лбу скрыто каемками, как здесь.


2022-11-29. Александр Месяц: (-4-)

Добавил фото, заметно больше черного


2022-11-29. Александр Месяц: (-4-)

Лысушку исключаем, по фенологии уже поздно, они не зимуют, по крайне мере регистрация на зимовке нет


2022-11-29. Александр Месяц: (-1-)

В целом, существует 2 предположения: либо это один из азиатских подвидов (В.А. Федоренко склоняется к этому), либо это гибрид Ph. phoenicurus x ochruros


2022-11-29. Игорь Фефелов: (-4-)

Относительно фенологии: у нас сибирская горихвостка в Иркутске уже месяц торчит, хотя они даже на Байкале с его отепляющим действием все улетают к середине октября, а ноябрь здесь уже метеорологическая зима! Неделю назад еще была , на днях похолодало,боюсь, недолго ей осталось... пока ее выручает с питанием только берег Ангары в ее незамерзающей (нижний бьеф ГЭС) части. И амурский кобчик остался до зимы - мало того что залётный для региона, но еще и зимующий в норме в тропиках... причем не молодой, а взрослый самец.


2022-11-29. Александр Месяц: (-1-)

Не спорю, вероятность зимовки лысушки и у нас сохраняется, но пока регистраций в зимнее время в Беларуси нет, самое позднее - до начала ноября единичные особи задерживались. Возможно, не достаточно наблюдателей, хотя птица довольно заметная и в атропогене обитает, там же и зимовать могла, но пока не найдена. А амурский кобчик, да, интересный случай, у нас зимой из соколиных - дербник, пустельга местные, ну и сапсан изредка залетает


2022-11-30. Игорь Фефелов: (-1-)

У нас тоже ноябрьских до того не было.. Но ваша зима - не наша зима. И тем более не якутская зима, а между тем...


2022-11-30. Alexandr Mesiats: (-1-)

Да, согласен регистрация сибирской горихвостки (так поздно) в таких климатических условиях показательна, тем более они с лысушкой по экологии схожи и даже обитают вместе (у вас). Может мы, действительно, не находим зимой лысушку, потому что "плохо смотрим", кто знает. Регистрации вероятны, но специально поиском птиц, и уж тем более изучением ее зимовки (как и чернушки) в РБ никто не занимается, а может и стоило бы. Чернушку да, регистрировали на зимовке, и в моем городе (северо-восток) и тут снова присутствие экологической близости видов, даже близкородственности, но чернушка зимует, лысушка нет.


2022-11-30. Игорь Фефелов: (-1-)

Думаю, лысушку вы не находите потому, что ее обычно и нет.
А чернушка достаточно сильно отличается от лысушки, если рассматривать их жизнь в населенных пунктах, оттого, полагаю, и зимует.


2022-11-30. Alexandr Mesiats: (-1-)

Согласен, в населенных пунктах их жизнь отличается, но питание, состав кормов, они практически идентичны у обоих видов, способы кормодобывания схожи, однако чернушка зимует и способна добыть корм и зимой, а лышушка нет. Лысушка в антропогенном ландшафте селится не реже, чем в лесной зоне, соседствует с чернушкой. Банальный пример - в районе моего дома (многоэтажная застройка, промышленные строения и пр.) 2-3 пары чернушки, нерегулярно 2 пары лысушки, равные кормовые условия. Чернушки задерживались до середины ноября (но пока не зимовали), лысушек в конце сентября уже нет. Проблема в теплолюбивости лысушки, возможно. Хотя они и в Турции, например не зимуют. На мой взгляд, все это несколько озадачивает.


2022-12-01. Игорь Фефелов: (-1-)

Дело именно что не в разности кормовых условий, а в разности самих птичек - их реакции на урбосреду. (В том числе и в аспекте гнездовых условий. Чернушка - исходно "скальник", лысушка - исходно "лесник")


2022-12-01. Alexandr Mesiats: (-1-)

Да, безусловно, согласен с Вами, но следует ли из этого, что чернушке, как "скальнику" (и практически "чистому" синатропу) легче приспособится к урбоценозу и зимовать в его пределах, чем лысушке ("леснику"- полусинантропу), которая однако не менее толерантна к среде. Какие же еще Глобальные изменения среды должны произойти (кроме смены климатических зон, изменения экстремума зимних температур, увеличения количества теплых зим, что не может не влиять на биоту), чтобы лысушка решилась зимовать в умеренном поясе. А возможно, вид к этим изменениям еще не приспособился, но неужеле никогда не приспособится. Или же нет биологической необходимости в этом?



secret code

* all fields are required